В дореволюционном Брянске официального драматического театра, и, соответственно, и здания для него, не было.
В отчете, представляемом для сборника «Вестник земского и городского хозяйства» за 1898 г., в котором предполагалось отразить «возможно полную и всестороннюю картину положения земского и городского хозяйства в обширном смысле, обозрение деятельности земств и городских учреждений по развитию этого хозяйства», сведения о театрах, вернее, об их отсутствии, были размещены в разделе «Народное образование». Напротив графы, в коей значилось: «число содержимых городом театров (число мест в них, число представлений за 1898 г., оперных, драматических и прочих)», было вписано категоричное «не имеется».
Однако город пожаловаться на отсутствие театральной жизни не мог: любительские спектакли все же ставились. Причем разрешение на их устройство испрашивалось у органов власти (в первую очередь — у орловского губернатора, который передавал распоряжения брянскому полицмейстеру), и само проведение спектакля должно было иметь четкое обоснование — не просто же так собирались деньги с горожан, желающих приобщиться к прекрасному.
И хотя основным поводом для спектакля была благотворительность, частным лицам нередко отказывали в его организации. В одном из отказов орловского губернатора на проведение спектакля прозвучало, что «устройство публичных зрелищ с благотворительной целью на основании циркуляра Министерства внутренних дел от 14 декабря 1903 г. за № 7026, разрешается лишь начальству учреждения, в пользу коего устраивается зрелище». В другом — поводом послужила недостаточная осведомленность устроительницы в нуждах семейств, которым предполагалось перечислить деньги от спектакля: «ходатайство о разрешении в г. Брянске спектакля в пользу семейств умерших офицеров… признано мною неподлежащим удовлетворению, т.к. г-жа Д. не указала в своем прошении, в пользу каких именно семейств она предполагает устроить благотворительный спектакль, почему не представляется возможным выяснить, действительно ли материальное положение означенных семейств настолько тяжело, что вызывает необходимость в оказании помощи путем благотворительности».
Учреждениям и общественным организациям везло больше. Так проходили спектакли в пользу бедных учениц женской гимназии в зале музыкально-драматического кружка этой же гимназии), в пользу Брянского железнодорожного собрания в Привокзальной слободе, в пользу строящегося дома инвалидов в столовой Брянского продовольственного интендантского заведения.
И по завершению действа полицейское управление требовало строгой отчетности: «предписываю приставу 2-й части г. Брянска истребовать от устроителя спектакля оправдательные документы в израсходовании суммы, вырученной от спектакля, причем счет прихода и расхода изложить в более приличной и удобочитаемой форме на отдельном месте, который по проверке мною будет представлен губернатору». В полицию предоставлялись программы спектаклей, проекты и вторые экземпляры афиш, корешки билетов с марками благотворительного сбора, непроданные билеты и, конечно же, финансовые документы (отчеты, счета, квитанции и расписки). Например, после спектакля, прошедшего 15 августа 1910 г. в доме при станции Брянского отделения Московско-Киевско-Воронежской железной дороги (конечно же, с благотворительными целями: на деньги, полученные от спектакля предполагалось приобрести парты для земской школе при М.К.В. ж.д.), в уездное полицейское управление поступил отчет, из которого выяснилось, что афиша стоила 4 руб. 95 коп., услуги извозчика, отправленного за афишами и реквизитом, обошлись в 2 руб. 50 коп., а музыканты Радицкой вольно-пожарной дружины взяли за музыкальное сопровождение целых 22 рубля. Учитывались все расходы, в том числе и на то, что реквизитом не являлось, но вполне могло быть использовано в качестве оного. Так, на одном из любительских спектаклей «на сцену подано ½ бутылки водки, еще ½ бутылки водки, 5 фунтов белого хлеба, 5 штук булок, по 2 фунта конфет и печенья, грибов и огурцов на 20 рублей». И даже то, что в процессе спектакля «14 человек пили чай», отразилось в счете в виде сорока рублей.
Вопросы отчетности касались всех: и местных любителей драматического искусства, и приезжих гастролеров. После «спектакля малороссийской труппы Григоренко», брянскому полицмейстеру отчитывался пристав 2-й части г. Брянска, препровождая «афишу и корешки, оплаченные благотворительным сбором».
Репертуар спектаклей был разнообразен. Так, к примеру, в 1906 г. организованный Брянским интендантским заведением вечер, включал в себя «Лес» Островского, водевиль «Я помню чудное мгновенье…» Ларина и комедию Тихонова «Через край». Афиша спектакля, представленного в помещении Брянского казенного винного склада, в феврале того же года, объявляла о постановке «картины из жизни глухой провинции в 2-х действиях» под названием «За женихом в карьер» авторства Г. М. Боханова, а театралы Жуковки в августе 1910 г. ставили в «Новой Слободе» — драму в 4-х действиях соч. Вл. Александрова и «Дело в шляпе» — водевиль в 1 действии соч. Гулливера". После революции 1917 г. театральная жизнь в Брянске не заглохла.
В докладе инспектора на съезде заведующих УОНО в 1921 г. было отмечено, что «профессиональный театр существует в Брянске, прилегающих слободах, в Бежице и Дятькове, в остальных местах — рабоче-крестьянские кружки. Число их доходит до 50−60, но на самом деле их гораздо больше…».
Так при коммунистическом клубе им. тов. Фокина действовала драматическая секция, которая «в течение непродолжительного времени успела уже показать свою работу, а именно поставила три бесплатных спектакля для коммунистов» и благодаря этому получившая звание «театральной секции при коммунистическом клубе имени товарища Игната Фокина» (там же). В сферу деятельности секции предполагалось ввести не только показ спектаклей для красноармейцев не менее 2-х раз в неделю, но и «устраивать теоретические беседы о сцене, о театре и искусстве. Привлечь к театральной работе широкие партийные массы, памятуя о том, что театр [является] лучшим агитационным материалом, с подмостков которого многое можно дать в широкие обывательские массы».
Работал театральный кружок при Брянском мехартзаводе, сухарном заводе, показательный театр при ГУБОНО, театральные секции при клубах военных частей, театры пожарного общества и железнодорожного клуба при станции Брянск Риго-Орловской ж.д. ежегодно открывал летний театральный сезон летний театр в саду «Металлист».
В документах за 1922 г. фигурирует «советский театр», имеющий собственное помещение, каковое предоставлялось театральным секциям и кружкам для постановки спектаклей, ввиду отсутствия других площадок. Возможно, это был театр при клубе первого батальона и штаба полка, где имелась сцена и зрительный зал на 400 человек.
Реквизит и декорации собирались отовсюду, со всех учреждений и инстанций: «губполитпросвет убедительно просит учпрофсоюз льговского поселка не отказать выдать необходимые костюмы на постановку пьесы „Гроза“ во временное пользование…» «потребкомуну…просит отпустить для написания декораций 5 пудов мела, 15 фунтов белил и 8 фунтов ультрамарина». В городе Мстиславль Смоленской губернии была открыта театральная мастерская братьев Зельдиных, ввиду чего по кружкам и секциями близлежащих губерний была сделана почтовая рассылка, информирующая о мастерской. Небольшая листовка скромно сообщала, что «мастерская аккуратно снабжает много К-П. Общ. и Отд. Образования всеми необходимыми театральными принадлежностями… [Как то] дамские и мужские парики, театральные косы разных цветов, усы и бороды».
Но иногда все же приходилось продумывать способы удешевления постановки: «вследствие ходатайства культпросвета прошу отпустить… возможные количества пьес с меньшим количеством участвующих артистов».
Однако, несмотря на проблемы с реквизитом, «критическим положением в связи с громадными расходами организации спектаклей агитационного характера», нехватку средств для ремонта клубов и оплаты труда культработников, «20% билетов должны распределяться бесплатно. Остальные билеты поступают для продажи из кассы театра. Средства, поступающие от продажи билетов, расходуются на текущие хозяйственные и другие надобности по театру. Отчетность предоставляется в общем порядке».
Репертуар пролетарского театра включал в себя как классические произведения, так и новодел. В тесном контакте работали библиотеки, предоставляющие книги с текстами под пьесы, и драмкружки. Однако хватало произведений современников. К примеру, в одном из дел политпросвета за 1921 г. была обнаружена школьная тетрадка с текстом пьесы «Керенщина, или У позорного столба» с сопроводительной запиской, гласившей, что сие творение «составлено политруком пулотряда 48 полка тов. Тихоновым» и подлежит «утверждению и перепечатыванию после утверждения в нескольких экземплярах». Заголовки пьес, рекомендованных к постановке 1 мая, не оставляют сомнения в их «возрасте»: «Мы и они», «На заре нового мира», «Освобождение», «Мститель», «Борьба», «Красная правда».
В 1926 г. был построен городской театр (ныне БДТ). За первый сезон (1926−1927 гг.) театр посетили около 58 тысяч зрителей. Причем, если поначалу репертуар городского театра на 60 процентов состоял из пьес классического характера, то к 1928 г. процент современных пьес и пьес историко-революционной направленности уравновесил классику.
Ведущий архивист ГКУ БО ГАБО Изотова П.С.
12+