Режиссер Елизавета Трусевич раскрыла брянцам секреты детских фильмов

Режиссер Елизавета Трусевич раскрыла брянцам секреты детских фильмов
Фото: www.bragazeta.ru

Режиссер и сценарист Елизавета Трусевич рассказала  «Брянской учительской газете» о том, как снимает детские фильмы.

В Брянске в конце лета прошел международный детский фестиваль «Мы сами снимаем кино». Фильмы Елизаветы Трусевич понравились брянскому зрителю, в частности, школьникам. Особое впечатление произвел фильм «Семицветик», снятый на киностудии имени Горького. Картина получила более пятнадцати призов на различных фестивалях и включена в список лент, рекомендованных Министерством просвещения России, а также Министерством культуры для показа в российских школах. 

– Елизавета, какие детские фильмы снимаете вы, какие они несут идеи, что для вас самое важное в работе?

– Я снимаю не только детские фильмы, хотя направление семейного, детского кино мне действительно интересно. На старейшей в стране и в мире киностудии имени Горького я сняла детский фильм «Семицветик» – комедию о первой школьной любви, это был мой дебют в большом кино. Дети – прекрасные зрители. Где бы мы ни показывали фильм – всегда масса вопросов, откликов, все, конечно, заканчивается совместными селфи. Важно, чтобы дети смотрели и знали не только американское, но и наше отечественное и европейское кино. Это же совершенно различные эстетики, разные картины мира! Когда наши дети смотрят только голливудские фильмы, они как бы сужают собственное культурологическое поле, создают иллюзорный образ картины мира. Я преподаю в МГУ, куда каждый год идет набор студентов, недавних школьников. Когда я их прошу написать заявку на игровой фильм, некоторые предлагают снять «про девочку Барбару и мальчика Джона из Нью-Йорка». Я их спрашиваю: «А вы в Нью-Йорке-то были?». Ответ всегда примерно одинаковый: «Нет, но мы не хотим про Россию». Это опять же вопрос формирования личности – нужно преподавать не только русскую литературу, но и отечественное кино. Когда я им показываю по истории кино советские фильмы – это для молодых ребят как открытие Атлантиды! Интерес к своей стране, к своим корням, уважение к самому себе – в первую очередь результат правильно выстроенного школьного периода. Как пел Высоцкий : «Значит, нужные книги ты в детстве читал».

– Как вы снимаете фильмы, по каким критериям выбираете юных актеров? Кто они: дети артистов или «ничьи»?

– В фильме «Семицветик» дети были совершенно разные. Были абсолютно профессиональные ребята, у которых за плечами огромная фильмография. Это Ваня Оранский , Аня Потебня , сейчас они учатся в Школе-студии МХАТ. Их родители, кстати, никак не связаны с кино. Просто яркие, талантливые ребята, которые с детства занимались актерским мастерством. Настя Добрынина сейчас поступила во ВГИК, вот у нее мама – актриса, с детства в кино, на площадке по выносливости и профессионализму она ничем не уступала взрослым актерам. А были и дебюты. Дети, которые первый раз оказались перед камерой. Это девочка, которая играла главную роль красавицы Астрюковой Катя Смилянец . Случайно попала на пробы, прошла. Я искала вполне конкретный типаж – мне нужна была такая маленькая Орнелла Мути . Отсмотрели почти триста девочек и нашли Катю. Дебют был и у Никиты Бабаева , и у Егора Щелчкова … Так что пути прихода в кино у юных актеров разные. Могу только одно сказать — все дети, которые снимались в наших фильмах, были начитанные, насмотренные. Я даже забывала, что они дети — общались на равных. Мне кажется, самое главное, какую бы ты профессию ни выбрал, надо постоянно самосовершенствоваться, читать, смотреть, расширять свои культурологические границы — и тогда любой путь будет открыт.

– Могут ли детское кино снимать сами дети и их учителя? Как вы к этому относитесь? Нужно ли в школах вводить предмет «Киноведение»?

– Раньше, когда снимать кино было дорого и технически сложно, существовало только студийное производство, сейчас мы живем в очень интересное время – технически кино может сделать каждый. Вопрос не в возможности, как таковой, а в качестве. Я даже в своей диссертации ввела такой термин «эффект соперничества». То есть раньше у зрителя при просмотре фильма возникал «эффект неподражаемости» – снять фильм самому невозможно! А сейчас — «эффект соперничества», когда зритель так или иначе может снять свое маленькое, но кино. Детские кинокружки – это прекрасно! Они формируют вкус, эстетику. Мне кажется, важно не только учить детей снимать кино, но и знакомить их с лучшими образцами мирового кинематографа, вместе с педагогом смотреть и разбирать фильмы. Я совершенно убеждена, что рано или поздно в школы введут обязательный предмет «история кино». Не понимаю, почему до сих пор этого не произошло! Кино не менее важное для развития личности искусство, чем литература или живопись.

Фото: Ольга Приваленко

 
По теме
Отбиравшие квартиры у доверчивых брянцев мошенники выявили дыры - Газета Брянские новости Фото: УМВД Володарский районный суд Брянска рассмотрит уголовное дело супругов и их сообщника – 45-летнего члена избиркома Смоленской области, которые обвиняются  в крупном мошенничестве .
Газета Брянские новости
Диспансеризация взрослого населения репродуктивного возраста по оценке репродуктивного здоровья - ГБУЗ Трубчевская ЦРБ Президент объявил 2024 год годом семьи. Одними из ключевых задач становятся укрепление репродуктивного здоровья, формирование моды на многодетную семью, создание условий для рождения первых детей в молодых семьях,
ГБУЗ Трубчевская ЦРБ
Встреча студентов ПК БГТУ с участниками СВО - БГТУ 22 марта 2024 прошла встреча в Политехническом колледже БГТУ. Урок мужества со студентами провели ветераны боевых действий, участники СВО Алексей Воловой и Василий Барсуков.
БГТУ